[Аналитика] В какой вагон стремительного поезда 5G успеет запрыгнуть Россия?

В 2019 году в правовом поле России появился термин «сквозные цифровые технологии», обозначающий все то, что должно в ближайшие годы в очередной раз изменить жизнь всего человечества: искусственный интеллект и нейросети, виртуальная и дополненная реальность, робототехника, блокчейн, 5G. Разумеется, эти темы не могли обойти вниманием на международном форуме “Открытые инновации”, который прошел на этой неделе в инновационном центре “Сколково” (Москва). Pan Pacific Agency на примере самой перспективной технологии, сети связи пятого поколения (5G), пыталось понять, какая цифровизация на самом деле ждет Россию.

Семь точек старта для “цифры” в России

Чтобы показать серьезные намерения, российские власти назвали государственные компании, ответственные за развитие каждого из направлений цифровой экономики, и пообещали финансирование из средств бюджета. Государство готово предоставить 230 млрд руб. из почти 1 трлн руб., которые требуются для цифровизации России на ближайшие пять лет. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций опубликовало детальные дорожные карты по 7 направлениям развития цифровой экономики 10 октября.

5G – одна из наиболее обсуждаемых и перспективных технологий в мире: с ее развитием связаны и беспилотный транспорт, и интернет вещей, и умные города, и роботизация производства, и многие другие технологии. Третий, завершающий день “Открытых инноваций” начался с диалога государства и государственных корпораций, в котором с одной стороны сошлись большие российские компании (Росатом, Ростелеком, Ростех), а с другой – институты развития и поддержки бизнеса.

Пленарная встреча, в которой принял участие бывший вице-премьер России Аркадий Дворкович, председатель фонда «Сколково» и человек, по-прежнему обладающий большим аппаратным весом, получила название «Big Deals в цифре: правительство vs госкорпорации». Господин Дворкович – близкая фигура к российскому премьер-министру Дмитрию Медведеву, который днем ранее на “Открытых инновациях”, как сообщало Pan Pacific Agency, порассуждал о препятствиях на пути развития цифровой экономики и судьбе беспилотного транспорта в России.

На правах бывшего высокопоставленного представителя российского правительства Аркадий Дворкович позволил себе сравнить нынешние намерения России развивать цифровую экономику с намерениями других государств. «Речь идет о проектах, которые связаны со сквозными технологиями: это искусственный интеллект, квантовые технологии, современные телекоммуникационные технологии. В других странах и континентах на эти цели тратятся где-то миллиарды, где-то десятки миллиардов долларов. Правительства дают миллиарды, компании – десятки миллиардов. В Китае, например, именно компания Huawei, а не Коммунистическая партия Китая, несмотря на высокую роль государства в экономике, принимает решения о развитии цифровой экономики. Huawei никто не заставляет эти решения исполнять. Да, правительство Китая эту компанию везде продвигает и защищает, в том числе в торговой войне с США, но решения принимает сама компания», – сказал Аркадий Дворкович.

«Крупные компании, подконтрольные государству в России, мне нравятся. Они работают все более эффективно. Но рядом с ними, как правило, есть крупные частные компании. Мне пока не очень ясно, как государственные компании будут обеспечивать равные условия конкуренции за государственную поддержку по тем направлениям развития цифровой экономики, за которые они договорились отвечать после заключения соглашений с правительством. Наверное, получится. Это нужно сделать. Иначе нас ждет неудача», Аркадий Дворкович сказал. Фонд «Сколково» готов проводить независимую экспертизу проектов развития цифровой экономики в России, он добавил.

«Очень важно решить три задачи. Постоянная внешняя оценка, экспертиза того, что делают в рамках проектов. Второе – мотивация для тех, кто будет внедрять технологии. Да, мы можем разработать технологии. Но нельзя потом столкнуться с тем, что от технологий нет бизнес-отдачи, и их никто не хочет внедрять. И третья тема – это технологическая культура, которая будет означать готовность развивать и использовать эти технологии», – подчеркнул Аркадий Дворкович.

Yekaterina Solntseva, Arkady Dvorkovich during the session “Big Deals in Digital: Government VS State Corporations” as part of the Open Innovations 2019 forum at the Skolkovo Innovation Center. Pavel Kassin / TASS.

«Нет у нас задачи сохранить конкуренцию ради сохранения конкуренции», – ответила господину Дворковичу директор по цифровизации государственной корпорации «Росатом» Екатерина Солнцева. «Росатом», как это описано в соглашении компании с правительством, отвечает за создание квантового компьютера в России. «Когда компания берет на себя обязательства, это невозможно оторвать от полномочий. Если мы отвечаем за результат, это значит, что мы организуем всю работу. Правда, ни одна компания, даже крупная, не сможет это сделать одна», – продолжила топ-менеджер корпорации.

«Что происходит, и мы знаем это. Государственные корпорации, которые определены правительством России ответственными за развитие определенного направления цифровой экономики, которые подписали соглашение, говорят другим компаниям, успешно занимающимся разработками в этом секторе: «Продайте нам ваш бизнес, или мы не будем с вами работать». Это не «Росатом», но другие компании это делают. Как вы считаете, это нормально?», – спросил Аркадий Дворкович.

«Я скажу честно. Все планы по развитию цифровой экономики России, дорожные карты, предусматривают создание целой экосистемы из множества компаний вокруг каждого проекта», заверила представитель «Росатома».

Впрочем, горячая дискуссия на полях “Открытых инноваций” доказывает: некоторые институты развития все равно считают, что «Росатом» пытается «закапсулироваться», пока реализует проект создания квантового компьютера в России. Такой термин употребил Александр Повалко, генеральный директор «Российской венчурной компании». Екатерина Солнцева, разумеется, возразила, что это не так.

5G в России: чье будет оборудование

Конфликт интересов при развитии цифровой экономики России, возможно, сохраняется в тех сферах, где есть монополисты – государственные корпорации. Но мобильную связь в стране предоставляют четыре компании: «большая тройка» Вымпелком, МТС, МегаФон и четвертый Tele2. За развитие связи пятого поколения ответственными назначены «Ростелеком», который крупнейший оператор фиксированной связи, и государственная корпорация «Ростех». Обе компании – подконтрольны властям и тесно связаны с правительством.

«”Ростелеком” собирается строить инфраструктуру 5G совместно с операторами «большой тройки». Кого там мы можем поглотить? Это еще не известно, кто кого. Условие поддержки конкуренции будет выполняться путем создания совместного предприятия с равными долями от крупнейших телекоммуникационных компаний. Мы надеемся, правительство поможет нам развернуть частоты. Переговоры идут тяжело, это понятно. Сейчас низкий уровень доверия друг другу на телекоммуникационном рынке России. Но концепция пока такая. Что касается сервисов, в сфере 5G все сервисы носят крайне инновационный характер. Мы будем думать здесь на перспективу, зрелого рынка не существует. Далее мы будем поддерживать проекты, будем брать на себя ответственность за то, чтобы проект рос», – заявил вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков.

Rostelecom Vice President Boris Glazkov during the session “Big Deals in Digital: Government VS State Corporation” as part of the Open Innovations 2019 forum in the Skolkovo Innovation Center. Pavel Kassin / TASS.

В России понимают, как важно включиться в гонку по разработке 5G оборудования «и как-то обозначить роль страны на мировой арене в этой сфере», признал на “Открытых инновациях” Михаил Насибулин, директор Департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи России. «Государство поддерживает разработчиков решений 5G через субсидии напрямую, также поддержка R&D в части разработки решений 5G направляется по линии Российской венчурной компании и Фонда содействия инновациям», – перечислил чиновник.

По его словам, Российское правительство намерено к 2020 году выделить крупные комплексные проекты, связанные с развитием технологий, в отдельные треки. Каждый из треков будет курировать крупная технологическая компания. Для 5G это государственная корпорация «Ростех» и компания фиксированной связи «Ростелеком». Первым шагом, считает представитель Минкомсвязи, должно стать создание площадок тестирования 5G, на которых производители оборудования, софта и операторы связи смогут вместе поработать. К 2023 году в России должны начать производство собственного оборудования 5G, договорились государство и курирующие проект государственные компании. Но что сделать, чтобы эта дата не осталась только на бумаге?

Топ-менеджер АНО «Цифровая экономика» Сергей Наквасин напомнил, что технология 5G в мировом масштабе, по оценке экспертов, готова к внедрению по шкале TRL на 8 баллов из 9. Российские производители оборудования оцениваются всего на 3 балла. Шкала TRL (Technology Readiness Level) была разработана NASA для оценки готовности начала передачи опытных разработок космической направленности в реальное производство. Сейчас шкалу TRL используют все сферы, связанные с технологиями. Уровень 8 означает «окончательное подтверждение работоспособности образца, разработка функционирующей реальной системы завершена». А уровень 3 – «получен макетный образец, продемонстрированы его ключевые характеристики». Между ними – подъем на целых пять ступеней.

«Возникает вопрос: когда в России будет 5G, а он у нас будет, то чей он будет? Он будет строиться на основе российских разработок или разработок зарубежных партнеров? Вокруг этого и все разговоры. У меня нехорошее ощущение, что это может быть только зарубежное оборудование, если сроки внедрения 5G будут сжатыми», – подчеркнул Сергей Наквасин. По плану властей, к 2021 году уровень TRL по технологии 5G в России должен вырасти до 8. «Нашим коллегам из других государств потребовалось пять лет, начиная с 2014 года, чтобы преодолеть эти ступени», – напомнил Сергей Наквасин. Планы России по развитию 5G очень амбициозны, сделал вывод он.

Безопасность против развития или развитие против рынка?

Государственный бюджет России готов инвестировать в развитие технологии 5G, заверил директор Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли России Василий Шпак. Более того, в интересах любого государства иметь отечественное оборудования в ключевых узлах систем принятия решений, к которым относятся телекоммуникационные сети, отметил он.

«Но мы не имеем право вкладывать государственные средства в производство оборудования без подтвержденного спроса от операторов связи. К сожалению, сегодня мы такой информации от операторов связи и Минкомсвязи не получили. Операторы говорят, что коммерческих кейсов по применению в России 5G нет, хотя они подтверждают потребность в испытании технологии. Российская промышленность готова выполнить заказ на производство оборудования для сетей пятого поколения, если он будет четким: какое оборудование нужно, какие характеристики должны быть», – заверил чиновник. По его словам, из-за отсутствия параметров для серьезного заказа в России 5G сейчас развивается только на уровне стартапов, которые поддерживают институты развития.

During the session “Era of High-Speed Communications (5G)” as part of the Open Innovations 2019 forum at the Skolkovo Innovation Center. Mikhail Pochuev / TASS.

«Цифровые гиганты, Google, Amazon, развились благодаря возможностям, которые дали сети связи. В августе в Москве заработали четыре зоны связи 5G. Они прекрасно работают: у оператора МТС – в районе ВДНХ, у Вымпелком – в районе Лужники, у МегаФон – в Сколково, у Tele2 – на улице Тверской. Они запущены на частные инвестиции, там, где они нужны, исходя из потенциальной концентрации сервисов и потребителей. Да, у нас пока официально нет конечных аппаратов пользователей, работающих на таких частотах. Нет официально, поскольку и в Южной Корее, и в Японии сети 5G уже запущены на таких же частотах, и аппараты, которые работают там, могут работать и здесь. Оборудование 5G уже используется в Москве для управления большими скоплениями людей, например, во время футбольных матчей. Чипсеты для устройств 5G производства Huawei, способных работать в сетях пятого поколения в России, прошли лабораторные испытания», – сообщил заместитель директора Департамента информационных технологий города Москва Александр Горбатько. Но Москва – без сомнения, один из самых передовых городов России.

«Я не скажу, что мы сразу же создадим у себя Huawei. Но у нас огромное количество компаний, которые готовы делать конкретные элементы. Сети связи, как и автомобиль, состоят из огромного количества узлов. Крупные столицы, например, Лондон, тоже сталкивается с проблемой, о которой многие говорят: туда приходит компания Huawei, очень дешево строит сети, получаются дешевые для конечного потребителя услуги. Вопрос, кто контролирует эти потоки информации. Нужно создавать условия для растущих российских компаний, чтобы они могли тестировать свои технические решения в сфере 5G», – заявил представитель правительства Москвы.

Нельзя не отметить, что китайский технический гигант Huawei был упомянут не единожды во время дискуссий о технологии 5G на “Открытых инновациях” не зря. Международный консорциум 3GPP, занимающийся разработкой стандартов связи, утвердил финальный вариант спецификации 5G в июне 2018 года. Год спустя понятно, что китайские компании являются лидерами в разработке 5G-оборудования. Хорошие позиции в рейтинге технических решений для 5G, опубликованном в июле 2019 года исследовательской компанией IPlytics, также у производителей из Южной Кореи, США, Японии, Тайваня и Европы. Российских компаний в топ-20, увы, нет ни одной.

Оригинальный текст этой заметки на английском языке был опубликован Pan Pacific Agency – международным информационным партнером 8-го форума “Открытые инновации”.