В октябре в Самаре пройдут два крупных международных бизнес-мероприятия: Volga Investment Summit и World Halal Day. Накануне события Pan Pacific Agency поговорило с президентом «Международной Ассоциации Исламского Бизнеса» (IAIB) Маратом Кабаевым о том, что сейчас Россия может предложить мировому рынку халяльной продукции и как большие международные встречи способствуют развитию связей между производителями и потребителями халяль-товаров и услуг.
Исламский бизнес невозможен без следования стандартам халяль. Ассоциация, которую вы возглавляете, сейчас как-то участвует в сертификации продукции по халяль-стандарту?
– Наша цель — в первую очередь выстроить «мосты» между исламским бизнесом России и других стран: у нас уже более 40 представительств в регионах нашей страны, более 20 – в разных странах мира. У компаний, входящих в Ассоциацию, действительно очень разные сферы деятельности, — от строительства до исламских финансов и экологических проектов. Сколько на солнце есть лучей, — столько и направлений можно развивать в нашей Ассоциации, без ограничений, кроме, конечно, запрещенных исламом. Вопросы халяль-сертификации для нас, безусловно, ключевые. При Международной Ассоциации Исламского Бизнеса действует комитет по стандарту халяль. Его возглавляет Мурат Галеев, ранее работавший в аналогичном комитете Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Наш International Certification Centr Halal имеет утвержденный знак, которым маркируются товары.
Какие российские халяль-товары или услуги уже получили признание во всем мире?
– В России хорошая по мировым меркам экологическая обстановка, поэтому наш безусловный козырь в мире халяльной индустрии — это продукция сельского хозяйства, в первую очередь мясо. Спрос на баранину, выращенную на российском Кавказе, просто колоссален: ее выкупают большими объемами. Мы точно знаем, что иранские компании берут российское мясо для реэкспорта в страны Персидского залива: Катар, Кувейт, Бахрейн. Российские компании из многих других отраслей также вышли на мировой рынок халяль: производители халяль-косметики, бытовой химии, молочной продукции.
Можете назвать какие-то марки, бренды?
– По направлению мясной продукции, где, я считаю, у России конкурентов в мире нет, работает, например, компания «Эколь», чье современное высококлассное халяль-производство расположено в Домодедово. Компания поставляет в Объединенные Арабские Эмираты мясо курицы. Холдинг «Амар Групп» из Самарской области, специализирующийся на производстве, переработке и реализации мяса птицы под несколькими марками, — это экспортная марка «Russian Chicken».
Сейчас почти каждая птицеводческая компания в России с объемом производства от 40 тыс. т в год имеет в своем ассортименте несколько халяльных товарных позиций, как правило, выделяющихся определенной упаковкой или маркировкой. Некоторые самые крупные игроки даже запускают для отечественного рынка специализированные торговые марки, такие как «аль Сафа» («Приосколье»), а для экспортных поставок — Noor (ГАП «Ресурс») и Dajajti («Черкизово»). Халяльное мясо птицы в больших количествах используется для производства мясоколбасных и деликатесных изделий.
Вообще развивать и продвигать халяль-производство можно в самых разных сферах. Все больше людей, и не только мусульман, хотят употреблять здоровую и полезную для организма продукцию. И религия здесь не при чем.
Многие эксперты отмечают, что рынок халяль действительно становится глобальным явлением, связанным не только и не столько с мусульманством. Какие прогнозы по темпам роста халяль-индустрии?
– По оценке Global Islamic Economic Report 18/19, отчета, который ежегодно готовит Thompson Reuters, по итогам 2017 года объем рынка исламского бизнеса оценивался в $2,107 трлн. К 2023-му его объем превысит $3 трлн. На продукты стандарта халяль пришлось, по этим же данным, $1,3 трлн затрат в 2017 году, к 2023-му эта цифра может превысить $1,86 трлн. Сейчас крупнейший в мире по затратам рынок халяльных продуктов – в Индонезии ($170 млрд), Россия – на 9-м месте с $41 млрд.
На внешних рынках нам приходится бороться с сильными конкурентами? Как выигрывать?
– На мировом рынке большую долю занимает халяльное мясо, произведенное в немусульманских странах – Бразилии, Австралии, Новой Зеландии. Особенно показателен пример Бразилии, где многие местные компании, в том числе Sadia, известная на международном рынке с 1944 года, производят большие объемы халяльной продукции и поставляют ее в разные страны мира.
Но даже при всем при этом интерес к российской продукции есть. Я уже упоминал, иранский бизнес закупает большие партии мяса в Дагестане. Мы ведем переговоры о том, чтобы начались поставки из Калмыкии, где значительное поголовье и есть предпосылки для развития экспорта по стандарту халяль. Таким образом, нужно просто работать: встречаться, общаться, налаживать постоянные контакты.
Тем более, что российская мясная и молочная продукция по стандарту халяль на уровень выше того, что есть на рынке, и это не просто мое личное мнение. Живой пример — наш опыт общения с компанией, ввозящей в Саудовскую Аравию мясо из Судана и Новой Зеландии. На местном рынке стал падать спрос на эту продукцию из-за ее невысоких вкусовых качеств. Закупили пробную партию баранины и курятины у нас, в России. Компании-импортеру настолько все понравилось, что сейчас она получает разрешение на ввоз российского мяса.
А откуда в Саудовской Аравии узнали, что в России такое хорошее мясо?
– Нужно больше общаться друг с другом: на конференциях, форумах, в том числе выезжать за пределы своей страны. Крупные производители уже давно это поняли и выставляют свою продукцию на выставках в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Вот уже десять лет в Татарстане ежегодно проходит форум «Russia — Islamic world: KazanSummit», в рамках которого показывают халяль-продукцию производители из разных стран. World Halal Day, который состоится в октябре этого года впервые в России, — это еще одна хорошая возможность для российских производителей «показать товар лицом» всему миру.
Приведу еще один простой пример пользы подобных встреч. В прошлом году мы совместно со Сбербанком и Исламским банком развития впервые провели форум «Исламские финансы». Мероприятие было не для галочки: нас действительно волнует, как создать условия для финансирования наших сограждан, гостей России, инвесторов в соответствии с нормами халяль, отрицающими ростовщическую деятельность.
Мы провели форум, «круглые столы» при поддержке Сбербанка и Государственной думы, создали «рабочую группу». И вот с сентября этого года в Российском экономическом университете имени Плеханова стартует набор по специальности «Исламские финансы», с возможностью очного и заочного обучения. Я попросил записать меня туда под номером один: учиться полезно всегда. На 22 ноября мы наметили очередной такой форум.
Общую поддержку начинаниям Ассоциации от государства чувствуете?
– Государство в целом заинтересовано в поддержке российских производителей халяль. В России около 30 миллионов мусульман, становится все больше гостей из мусульманского мира. Наш офис расположен рядом с Арбатом. Мы все чаще видим здесь, например, туристов из Саудовской Аравии. Это свидетельствует об улучшающейся инфраструктуре, соответствующей халяль-стандартам: все больше гостиниц, ресторанов и кафе вводят у себя халяльное меню, выделяют халяльный номерной фонд. Есть компании мирового уровня, рассматривающие возможность строительства в России гостиниц по стандартам халяль. Наличие такой инфраструктуры — это дополнительные клиенты, дополнительный доход для бизнеса и государства. Чем больше последнее уделяет внимание теме халяль, тем выгоднее это для самого же государства.
Как и чем государство может еще помочь халяль-производителям, на ваш взгляд?
– Очень важный вопрос — стандартизация. Сейчас при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии действует технический комитет по стандартизации «Продукция и услуги Халяль». Он вырабатывает государственный стандарт халяль-продукции, в соответствии с которым будут работать органы сертификации по всей стране. Это большой плюс и поддержка для индустрии халяль: единый стандарт упростит выход российской продукции на экспортные рынки.
Без государственного халяль-стандарта это сложно?
– Пока, чтобы поставлять халяль-продукцию в какую-либо страну, нужно пройти сертификацию по ее стандарту. А чтобы проводить такую сертификацию, нужна аккредитация при национальном разработчике и контролере стандарта халяль. Это очень дорогостоящая процедура, обходящаяся в десятки тысяч долларов. Когда наш технический комитет при Росстандарте выработает стандарт халяль, который будет признан во всем мире, а мы надеемся, что это событие очень близко, — российским производителям просто будет нужно в точности этому стандарту соответствовать.
Вы несколько раз упомянули арабские страны, и это понятно, – они к нам ближе. А как обстоят дела с крупными мусульманскими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона: Индонезией, Малайзией?
– Последний глобальный индекс исламской экономики, составляемый в рамках Global Islamic Economic Report, возглавляет Малайзия. Индонезия несмотря на то, что это страна с крупнейшим в мире мусульманским населением, – на 10-й позиции в целом, но, к примеру, вторая по уровню развития моды стандартов халяль (строгой одежды) и четвертая – по халяль-туризму. Многие другие страны АТР, включая Бангладеш, Шри-Ланку, Сингапур, Бруней, входят в топ-10 по различным направлениям халяль-индустрии.
Недавно мы были в Малайзии. Потребность в нашей продукции есть, более того, многие компании из Малайзии будут участвовать в выставке халяльной продукции при Volga Investment Summit и World Halal Day в Самаре.
На первый взгляд, везти что-то в АТР из России далеко, поэтому дорого. Но с этим можно поспорить: те же самые бразильцы осуществляют поставки халяльных товаров по всему миру. Здесь самое главное начать, изучить опыт. У нас есть, у кого поучиться. В середине ноября мы полетим в Бразилию, где работает представитель Ассоциации по Латинской Америке, и проведем там мероприятия с представителями стран с мусульманскими традициями и развитой халяль-индустрией. Чем больше мы общаемся и узнаем друг о друге, тем проще потом вести совместный бизнес.
Беседовал Дмитрий Щербаков, управляющий партнер – главный редактор Pan Pacific Agency. Оригинальный текст интервью на английском языке опубликован Pan Pacific Agency.